Начало   Отличия   Определение        

5. Заключение.

 

 

Намеченный Е.В.Сперанским в 1971 г. путь к определению понятия о куклах-актерах теперь мы прошли до конца. Он может показаться чересчур длинным и замысловатым из-за обилия подробных, но необходимых для понимания сути дела дополнительных пояснений. В то же время определение и само понятие о куклах-актерах довольно простые. Если же отбросить детали, то в схематическом изложении путь состоит из трех этапов.

На первом этапе были объединены в общий класс такие материальные объекты, которые по традиции называются куклами. Пройти этот этап не представляет никакого труда, если, разумеется, не вникать в данном случае в периферийные проблемы происхождения кукол и этимологии слова «кукла». А также обойти стороной процессы миграций кукол из одной страны в другие.

Второй этап не более трудный, чем первый. Суть его состоит в последовательном отсечении от кукол-актеров всего того, что вместе с ними находится в классе всех кукол, но куклами-актерами не является. Это необходимо для того, чтобы обнаружить три общие особенности большинства, но не всех кукол-актеров:

— куклы-актеры — это неодушевленные объекты в целом;

— они удовлетворяют эстетические потребности зрителей в составе (в системе) спектаклей, эстрадных миниатюр, кинофильмов и прочих произведений пространственно-временнoго искусства;

— куклы-актеры, во-первых, являются средствами для изображения (и/или обозначения) внешности активно действующих персонажей. Во-вторых, они служат для воплощения физических действий персонажей на всем протяжении эпизода или эпизодов спектакля, кинофильма и т.д. В-третьих, куклы-актеры в большинстве случаев оказываются явно зримыми центрами для трансляции речевой и иной звуковой деятельности персонажей художественных пространственно-временных произведений.

На третьем этапе удалось выявить еще две особенности кукол-актеров и определить их ограниченное множество. Это те куклы-актеры, которые являются неодушевленными объектами в целом или только в количественно преобладающей части. Желаемый результат был достигнут не сразу. Вначале многие средства из всего рода средств для изображения (обозначения) внешности персонажей были выстроены в три организованные последовательности. Все они начинались куклами-актерами, а заканчивались либо актером-человеком, либо животным-актером, либо рукой (руками) актера-человека. И только после этого были найдены границы между всеми куклами-актерами и другими средствами для изображения (обозначения) внешности персонажей. Границы же того, чтобы не путать кукол-актеров с другими средствами каждой последовательности. Ну и самое главное. Границы указали на тот предел, до которого уменьшается предметная часть (или доля) кукол-актеров, но сохраняется их основное качество. В итоге выявились еще две общие особенности на этот раз всех кукол-актеров:

— с количественной стороны каждая кукла-актер есть неодушевленный объект в целом либо более чем на две трети своей величины;

— с качественной стороны куклы-актеры характеризуются в основном качествами, которыми неодушевленные объекты отличаются от живых существ.

На этом путь к определению понятия о куклах-актерах завершился, поскольку стали очевидными общие особенности кукол-актеров, которые необходимы и достаточны для составления определения. И определение, наконец, было сформулировано в соответствии с общепринятыми в таких случаях правилами логики.

Оставалось лишь проверить, способно ли новое определение принести реальную пользу. Оказалось, что способно.

Во-первых, новое определения помогло осознать и преодолеть некоторые простые заблуждения, сложившиеся в 70-е годы и имеющие хождение по сей день. Теперь нужно смириться и привыкнуть к следующему.

1. Куклы-актеры могут быть, а могут и не быть художественными произведениями изобразительного искусства. Это подтверждает реальная практика искусства, а также объясняет общая теория систем Ю.А.Урманцева.

2. Попытки дать в 70-е годы определение театральным (и эстрадным) куклам-актерам не могли увенчаться успехом. Они были предприняты с позиций упрощенных и смутных представлений о том, что в те годы интуитивно признавалось куклами-актерами. Теперь же стали понятными конкретные упущения в попытках тех лет. В то время такие попытки были допустимыми и вполне приемлемыми. Ведь это были самые первые попытки, при которых многое прощается. До сих пор те попытки оставались для нас крайне необходимыми для осознания общих существенных особенностей кукол-актеров. Без них ныне пришлось бы все начинать с начала, причем с пустого места.

3. Куклами-актерами не являются рука (руки) актера-человека, актер в маске, средства-сочетания неодушевленного объекта с фрагментом руки (рук) актера-человека и все остальные средства-сочетания. Этот вывод подтверждает существование границ между куклами-актерами и другими средствами для изображения (обозначения) внешности персонажей.

4. Обыкновенные бытовые и природные предметы порою на самом деле превращаются в настоящих кукол-актеров, а куклы-актеры – в других кукол либо в обыкновенные искусственные или природные объекты. Причем превращения в обоих направлениях могут фактически происходить даже без всяких механических или иных переделок или добавления новых деталей. В системе элементов сценического, кинематографического и т.д. образа персонажа любые неодушевленные объекты количественно и качественно преобразуются в кукол-актеров. А с выходом из системы образа персонажа куклы-актеры способны превращаться в любые неодушевленные объекты, называемые или не называемые куклами, либо становится обычными актерами.

Во-вторых, новое определение понятия о куклах-актерах помогает решать две принципиально важные проблемы, которые окутаны многими предрассудками и заблуждениями.

1. Утверждать, что в рисованных мультипликационных кино- и видеофильмах не используются куклы-актеры, нет никаких оснований. В действительности и в этих фильмах персонажи изображаются и/или обозначаются только куклами-актерами. Причем куклами-актерами разных технических и/или технологических разновидностей. Именно куклами-актерами, а не средствами какого-то самостоятельного вида средств для изображения (обозначения) внешности персонажей. Знать это важно для того, чтобы в дальнейшем увидеть общие особенности кукольного искусства театра, эстрады, кинематографии, телевидения и т.д.

2. На основе только количественных признаков невозможно отличить кукольный вид от других видов пространственно-временнoго искусства. В частности, количественное преобладание кукол-актеров в спектаклях, кинофильмах и т.д. не свидетельствует о том, что в целом такие произведения являются кукольными.

Нет также причин думать и о том, что достаточно изобразить и/или обозначить внешность персонажей куклами-актерами, как тут же возникнут именно кукольные сценические, кинематографические и т.д. образы персонажей. Такое мнение не имеет под собой прочного фундамента и противоречит иллюзорной проницаемости границ, а именно границ между куклами-актерами и другими видами средств для изображения (обозначения) внешности персонажей. Своеобразие кукольных сценических, кинематографических и т.д. образов персонажей предопределяется не куклами-актерами, а всей системой элементов этих образов.*114

Нужно признаться, что новое определение понятия о куклах актерах всего лишь помогало осознать некоторые традиционные заблуждения. Но без его помощи было бы чрезвычайно трудно преодолеть заблуждения прошлого и настоящего времени. Избавиться же от них необходимо раз и навсегда для того, чтобы в дальнейшем они не мешали выяснить скрытую глубинную суть специфически кукольного вида пространственно-временнoго искусства.

В заключение следует добавить, что автор этих строк не преследовал цель отыскать вечное, неизменное определение понятия о куклах-актерах. Исторический опыт подтверждает временный, преходящий характер большинства понятий и определений. Даже сейчас новое определение не может быть признано идеальным. Хотя бы потому, что при его формулировке в круг внимания вошли далеко не все качественные и количественные особенности кукол-актеров. Но выбор весьма ограниченного числа особенностей был осознанным и необходимым. Без ограничений можно было бы утонуть во второстепенных деталях и упустить из поля зрения наиболее существенное в куклах-актерах.

И все же спешить с отменой нового определения неразумно. Оно еще способно служить началом и достаточно надежным ориентиром для дальнейших исследований специфичности кукольного пространственно-временнoго искусства. Хочется надеяться, что определение понятия о куклах-актерах будет не плохим посохом и для кукольников-практиков, стремящихся осмыслить и понять промахи и удачи своего искусства и личного творчества. В любом случае полезные и продуктивные возможности нового определения далеко не исчерпаны.

Впрочем, время расставит все по своим местам. А возможное в XXI в. развитие кукольного искусства и мера его познания подскажут, когда будут необходимы исправления в данном определении понятия о куклах-актерах.

=================================================

*114 Говоря подробнее, это зависит, во-первых, от качественных и количественных характеристик элементов, или всех компонентов, образов персонажей. Во-вторых, обусловлено особыми отношениями между элементами образов персонажей. В-третьих, определено законом организации образа персонажа в целом.

---------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

Список литературы.

Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. «Искусство», М. 1964 г.

Борхес Хорхе Луис «Энциклопедия вымышленных существ». «Старый свет – Принт», Минск. 1994 г.

Вадимов А.А., М.А.Тривас. От магов древности до иллюзионистов наших дней. «Искусство», М. 1966 г.

Вертинский А.Н. Дорогой длинною… «Правда», М. 1990 г.

Гольштейн Л.Г., Г.П.Сенотов, Я.Л.Лейбов, В.А.Глебов. Комбинированные киносъемки. «Искусство», М. 1972 г.

Жаровцева И.Н. Старо как мир и вечно молодо. Сборник статей: Что и как в театре кукол. «Искусство», М. 1969 г.

Залкинд Г., В.Кусов. «За столом» и «на ширме». Сборник статей: Что и как в театре кукол. «Искусство», М. 1969 г.

Игрушка. Ее история и значение. Сборник статей под редакцией Н.Д.Бартрам. Издание Т-ва И.Д.Сытина, М. 1912 г.

Калмановский Е.С. Театр кукол, день сегодняшний. Из записок критика. «Искусство», Л. 1977 г.

Королев М.М. Искусство театра кукол. Основы теории. «Искусство», Л. 1973 г.

Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. «Александра», Таллинн. 1992 г. Т.1.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. «Гнозис», М. 1992 г.

Лотман Ю.М. Об искусстве. «Искусство – СПБ». 1998 г.

Лукьянов И.Ф. Сущность категории «свойство». «Мысль», М. 1982 г.

Моль А. Искусство и ЭВМ. «Мир», М. 1975 г.

Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. «Искусство», М. 1994 г.

Новейший философский словарь. Издатель В.М.Скакун, Минск. 1999 г.

Образцов С.В. Актер с куклой. «Искусство», М.-Л. 1938 г.

Образцов С.В. Моя профессия. «Искусство», М. 1981 г.

Орлов А. Математика нечеткости. «Наука и жизнь», 1982 г. № 7.

Пригожин И., Стенгерс И.. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. «Эдиториал УРСС», М. 2000 г.

Пропп В.Я. Поэтика фольклора. «Лабиринт», М. 1998 г.

Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. «Искусство», Л. 1980 г.

Смирнова Н.И. Театр Сергея Образцова. «Наука», М. 1971 г.

Сперанский Е.В. Повесть о странном жанре. «ВТО», М. 1971 г.

Спиркин А.Г. Основы философии. Издательство политической литературы, М. 1988 г.

Урманцев Ю.А. Общая теория систем: состояние, приложение и перспективы развития. Сборник статей под редакцией В.С.Тюхтина, Ю.А.Урманцева: Система. Симметрия. Гармония. «Мысль», М. 1988 г.

Философский словарь. «Политиздат», М. 1980 г.

Шарапов И.П. Применение системного анализа в геологии. Сборник статей под редакцией В.С.Тюхтина, Ю.А.Урманцева: Система. Симметрия. Гармония. «Мысль», М. 1988 г.

Шафранюк В.А. Верховая театральная кукла. (Формальные особенности скульптуры куклы.) Сценическая техника и технология. Информационный сборник. Выпуск 2 (44). «Гипротеатр», М. 1971 г.

Юрковский Х. Из истории взглядов на театр кукол. Сборник статей: Что же такое театр кукол? «ВТО», М. 1980 г.

 

 

 

Начало   Отличия   Определение

Вернуться на   Главная



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz